Оказывается, у нас есть очереди, бюрократы, секс, нитраты, мало колбасы и много забытых писателей. А тут еще выяснилось, что большинство из нас ходят, извините за выражение, в туалет. Причем не только у себя дома, но и в общественные и ведомственные уборные - на улицах, вокзалах, в аэропортах и ресторанах. Узнали мы об этом совершенно случайно: в редакцию позвонила жительница Перми И. Шевцова и рассказала, что, ожидая вместе с семьей в аэропорту Внуково вылета самолета, она потратила на туалет... 4 рубля 15 копеек! И прибавила, что таких, как она, было много.
Мы искренне удивились, что за сутки по этой несколько неожиданной статье расходов можно истратить четыре процента средней зарплаты, и решили проверить, как обстоят дела на «санитарно-техническом фронте». Выяснилось, что в эту давно заброшенную и сугубо интимную область твердым шагом вошли кооперативы.
Сейчас в Москве действуют двадцать платных кооперативных туалетов. Все, кто посетил их, остаются довольны сервисом - чистота, блеск кафеля, можно пришить пуговицу, погладить платок, умыться. Все всех - один из главных дефицитов эпохи - туалетная бумага. Единственный минус - все это обходится в 15-20 копеек. Правда, как гласят таблички у входа, дети и ветераны труда проходят бесплатно. Но, согласитесь, не всякий станет в этих условиях предъявлять ветеранскую книжечку или доказывать, что твоему сыну семь, а не восемь лет. Поэтому подавляющее большинство платят - монеты постоянно сыплются в кассу. Сколько можно потратить, нам уже рассказали.
Бывает, что человек целый день ходит по городу - сколько ему иметь на туалет? А если осталась только мелочь на метро или на «позвонить»? Может быть, в таких ситуациях можно было бы отказаться от отличного сервиса и воспользоваться услугами знакомых запущенных общественных? Но сервис в данном случае навязчив. Платные туалеты не заново построены кооперативами, а оборудованы на месте бывших общественных.
Из 335 общественных туалетов 20 были сданы в аренду кооператорам, и именно те, что находятся на самых оживленных улицах и перекрестках - на вокзальных площадях, у ГУМа.
В Главном управлении дорожного хозяйства и благоустройства, в ведение которого находятся городские общественные туалеты, нас сразу же завалили кучей проблем. Москва обеспечена туалетами только на 25%, за год открывается один-два. Для их ремонта и строительства новый главк обеспечен материалами всего на 10%, причем специальная сантехника нигде не выпускается и приходится приспосабливать бытовую. Не хватает персонала: у уборщиц маленькая зарплата и нет возможности ее повысить, так как в год на туалеты по всем статьям расходов выделяется всего лишь 12 тысяч рублей. Естественно, на туалетную бумагу или мыло денег уже не остается.
И заключение договоров с кооператорами - хоть какое-то решение проблем. Снижаются расходы и появляются доходы: кооператоры платят за аренду. Не прикладывая никаких усилий, главк превратился в своего рода рантье.
А кооперативы, вложившие не двенадцать, а 30-35 тысяч в туалет, хотят как можно скорее получить прибыль и окупиться за 1-2 года, не надеясь на стабильность своего положения. Поэтому такие цены.
Л. Якушев, заместитель начальника Главного управления дорожного хозяйства и благоустройства на вопрос, считает ли он такое положение нормальным, развел руками:
- Сложившееся положение не устраивает никого: ни нас, ни жителей города. Наш главк - дорожный, и туалеты для него вроде пятого колеса. Я думаю, что централизация тут мешает. Строительством и обслуживанием туалетов должны заниматься райисполкомы - на это у них достаточно власти и средств. Исполком может потребовать оборудование у местного домостроительного комбината. Но не все хотят брать на себя заботы. Хороший опыт есть у Калининского райисполкома: они сами заключают договор с кооперативом и обязывают его отремонтировать не только арендованные, но и оставшиеся в ведение исполкома бесплатные туалеты.
Главное управление дорожного хозяйства и благоустройства занимается только общественными туалетами - на улицах. Но в Москве существует еще около четырехсот ведомственных - в ресторанах, кафе, кинотеатрах, аэропортах, на вокзалах. Их арендаторы быстро переняли идеальный способ извлечения денег из ничего. передав бесплатные туалеты кооператорам, они снимают с себя расходы на их содержание и зарплату уборщицы, получая, практически задарма, проценты за аренду. Один из ярких примеров тому - пивной бар «Жигули», администрация которого в августе заключила договор с кооперативом «Саните». Около семисот рублей в год - дивиденды бара. Весьма выгодный симбиоз: наверное, каждая кружка пива, выпитая в баре, обращается в двадцать копеек, заработанных кооперативом.
Кинотеатр «Россия» широко распахнул свои двери перед кооперативом «Комфорт». В итоге - незапланированная прибыль, похвала городского начальства, отличное обслуживание за пятнадцать копеек. правда, выбора нет - заплатил за билет в кино, заплати и за туалет.
В пользу сотрудничества с кооперативом администратор кинотеатра выдвинула веские причины:
- До заключения договора с «Комфортом» уборные были в аварийном состоянии. Нам предлагали закрыть кинотеатр на ремонт, но ведь каждый день работы приносит государству солидные суммы. Мы имеем деньги, но нигде нельзя купить сантехнику, оборудование. Кооператоры где-то это достают. Конечно, мы предпочли бы оборудовать такие же комфортабельные туалеты и бесплатно, но...
Проблемы кинотеатра понятны, они типичны. Но почему ведомства-рантье решают их исключительно в пользу своей казны, а расплачивается за все трудности просто человек с улицы - прохожий, посетитель, пассажир? Разве предоставление такой скромной услуги не входит в стоимость билета в кино, в ресторанную наценку бара «Жигули»? Или это не учтено? Разве в конце концов на общественные туалеты, как на часть городского благоустройства, не отводится определенный процент подоходного налога? Если нет, то куда же он идет? Налогоплательщики имеют право знать это.
Вернемся к началу нашего разговора. Московские аэропорты и вокзалы не отстали от своих собратьев - других ведомств. Бесплатные туалеты заменены платными кооперативными. В оправдание такого повального сервиса здесь ссылаются опять же на нехватку средств и оборудования. Но разве доходы от кооперативных точек, получаемые за аренду помещений, нельзя употребить на то, чтобы поддерживать порядок в бесплатных туалетах?
Почти во всех аэропортах и вокзалах в залах ожидания не хватает кресел. Рекомендуем администрации решить и эту проблему по-новому, заключить договор с очередным кооперативом. И, может статься, почуяв, что в ногах правды нет, мы вынужденно присядем на кооперативный стул...
Газета «Строительная газета» (Москва), 24 янваpя 1989 года